Геймификация — это не только тренд, который набирает обороты, но и эффективный инструмент для продвижения, повышения узнаваемости бренда и проведения конкурсов без последствий в виде «призоловов» и отписок.
В этой статье мы подробно поговорим о геймификации во ВКонтакте, её необходимости для бизнеса, о вариантах реализации, а также рассмотрим пример из практики.
- Что такое геймификация?
- Варианты геймификации
- Квест
- Тесты в сообщениях группы
- Колесо фортуны
- Начисление баллов за активности
- Прохождение уровней
- Зачем геймификация нужна бизнесу?
- Как выглядит игра на практике? Кейс по геймификации ВКонтакте
- Этап 1. Определение целевой аудитории
- Этап 2. Создание концепции игры
- Немного чисел
- А в чём заключались уровни?
- Как создать такую игру?
- Этап 3. Расчёт баллов и оформление игры
- Результаты
- Выводы
- Рекомендации по настройке геймификации
Что такое геймификация?
Геймификация происходит от слова game (игра). Под ней понимают создание игры для неигрового процесса. А именно создание какой-либо вовлечённости для бизнеса как в онлайне, так и в офлайне.
Геймификация отличается от обычных конкурсов в соцсетях, где нужно поставить лайк, подписаться и получить за это подарок. К геймификации обычно относят более сложные виды игр. Они значительно продолжительнее, чем стандартный конкурс, и могут включать в себя уровни, статусы игроков, рейтинги.
Варианты геймификации
Для начала предлагаю разобраться с тем, что может представлять собой геймификация. На самом деле, вариантов геймификации множество. Всё зависит от вашей фантазии — способности миксовать компоненты игр и придумывать новые комбинации.
Квест
Суть квеста в том, что пользователям надо выбраться из закрытого сообщества. В сообществе можно разместить загадки, ключи, уровни и т.п. Победит тот, кто быстрее всего справится со всеми заданиями и напишет ответы в сообщения группы.
Подобные квесты чаще всего устраивают сообщества с образовательной тематикой. Например, TargetHunter проводит такие игры на регулярной основе.
Тесты в сообщениях группы
С помощью чат-бота robochat.io можно сделать тест в сообщениях группы. За правильное прохождение теста можно давать призы.
Колесо фортуны
Любимая игра ДоДо Пиццы. Они проводили её неоднократно и при минимальных вложениях в таргетированную рекламу смогли получить хороший результат в виде подписчиков, а в дальнейшем и продаж.
В геймификации ДоДо Пиццы пользователи получали баллы за активность и обменивали их на то, чтобы покрутить колесо фортуны и выиграть приз.
Плюс этой игры заключался в том, что пользователи покупали не призы, а фактически возможность сыграть в игру (покрутить колесо). А минус — в сложной реализации. Для создания колеса фортуны внутри сообщества ВК требовался специальный разработчик.
Начисление баллов за активности
Можно сделать так, чтобы за выполнение действий в сообществе, положительно влияющих на охваты (лайки, комментарии), начислялись баллы, которые можно обменять на товар, промокод, скидку.
Прохождение уровней
Баллы можно начислять не только за активности, но и за прохождение уровней. Уровни — это задания, которые открываются пользователю, когда он набирает определенное количество баллов. В самом уровне может быть что угодно: загадка, тест, задание написать отзыв, выложить фото с продуктом. Пользователь, который пройдёт все уровни, будет считаться победителем.
Я рекомендую вам комбинировать представленные варианты. Например, начислять баллы за активности и при достижении определённой суммы баллов открывать пользователю уровень. Уровнем может быть приглашение в квест, тест в сообщениях группы и др.
Вариант начисления баллов за активности + открытие уровней — самое оптимальное решение. На таком виде геймификации мы и остановимся подробнее в этой статье.
Зачем геймификация нужна бизнесу?
Игровой процесс решает три задачи в процессе ведения сообщества ВК.
- Продвижение. Геймификация ВК способна дать большие охваты, так как пользователи будут активно ставить лайки и комментировать. Публикации будут чаще занимать высокие позиции в алгоритмической ленте, и не только ваши подписчики, но и потенциальные покупатели, которые ранее не знали о вас, теперь обратят внимание на компанию. Таким способом вы «реанимируете» старых подписчиков, из поля зрения которых пропали из-за алгоритмов, а также получите новых.
Само по себе число подписчиков не увеличит выручку. Поэтому нужно уделить пристальное внимание контенту, который вы будете публиковать во время игры. Вашей основной задачей станет конвертация подписчиков в лиды.
- Повышение узнаваемости бренда. Пользователи, которые выполняют задания, фокусируют свое внимание на вас. Они думают о вашем бренде, так как участие в игре требует осознанности. В обычном же конкурсе, где разыгрывается продукция за репост или лайк, пользователь может даже не заметить, какая именно компания разыгрывает призы. Ведь поставить один раз лайк не требует никаких усилий.
Также это всё ещё является необычной идеей, хоть и геймификация актуальна уже давно. Вы точно сможете выделиться среди своих конкурентов!
- Проведение конкурса без «призоловов». Призоловы — это пользователи, которым неинтересен ваш бренд, компания, им нужно выиграть приз. Они не готовы покупать продукцию, а помимо вашего конкурса «призоловы» участвуют ещё в 10. После подведения итогов они отпишутся или останутся «мёртвым грузом» в вашем сообществе (не будут комментировать и лайкать посты и уж тем более ничего не купят).
Так вот, геймификация — это отличный способ отсеять «халявщиков». Ведь тут нужно вникать в правила, проходить уровни и делать это вполне осознанно.
Конечно, определённый процент подобной аудитории всё же решится участвовать, но он будет небольшим.
Как выглядит игра на практике? Кейс по геймификации ВКонтакте
Мы обсудили всю теорию, теперь перейдём к делу. Чтобы у вас сложилась полная картина о том, что такое геймификация, я приведу реальный пример её настройки из своей практики.
Игра настраивалась для магазина подарков Daily. В ассортимент магазина входят рюкзаки, тапочки, блокноты-планнеры, трендовые игрушки и многие другие предметы, которые можно использовать в качестве подарка для молодой девушки или подростка.
Давайте рассмотрим каждый этап реализации игры.
Этап 1. Определение целевой аудитории
Первым делом я составила карту персонажей. Я проанализировала уже имеющуюся статистику и на примере реальных клиентов разделила аудиторию на сегменты.
Получилось 4 сегмента:
- подростки;
- девушки возраста 18–24 года;
- взроcлые женщины, которые приобретают продукцию для своих детей;
- молодые парни, которые покупают подарки для своих девушек.
Мы изучили их интересы, то чем они занимаются, от чего фанатеют, что позволило нам придумать интересные ЦА уровни игры.
Ориентироваться мы решили на первые два сегмента.
Я вам настоятельно рекомендую, что бы вы не тестировали, к примеру, игру или чат-бота, всегда расписывайте свою целевую аудиторию. Только понимая, для кого вы делаете, можно сделать это успешно.
Этап 2. Создание концепции игры
Игра заключалась в следующем: пользователи ставили лайки, писали комментарии под постами, участвовали в опросах. За это они получали баллы.
При достижении определённого числа баллов, пользователям открывался первый уровень. Участники проходили уровень и получали за него баллы и продолжали лайкать и комментировать записи, чтобы донабрать бонусов для открытия второго уровня.
Баллы — это своего рода валюта. На накопленное количество баллов можно приобретать товары в специально созданном магазине ВК:
У пользователей был выбор: не проходить уровни и получать маленькое количество баллов, а следовательно, и покупать дешёвые товары. Либо проходить уровни, быть активным, накапливать баллы и покупать более дорогие товары.
Также мы предусмотрели два супер-приза для тех, кто пройдет 90% уровней.
Немного чисел
- за вступление в сообщество начислялось 30 баллов (при этом, если участник покидает сообщество, то все баллы обнуляются);
- за каждый лайк начислялось 15 бонусов, а если пользователь лайкнет запись среди 5-ти первых, то он получает 20 бонусов (это побуждало участников включать уведомления о новых записях, чтобы успеть поставить лайк в числе первых);
- за каждый комментарий начислялось 15 баллов: мы позволили комментариям быть любыми, но только два комментария от одного человека оплачивались бонусами (это ограничение нужно для того, чтобы один «умный» пользователь не оставил 1000 комментариев под одной записей и не выиграл игру за один день);
- за голос в опросе добавлялось 2 балла.
Предвижу ваш вопрос о том, что можно пролайкать все посты в группе, оставить под всеми публикациями комментарии и выиграть игру без всяких уровней. И этот момент также был предусмотрен 🙂
В игре всегда участвовали только последний (новый) пост + два предыдущих. За более старые посты бонусы не начислялись.
Также я могла вручную снять баллы у любого игрока, либо добавить. За любой мухлёж — исключение из игры.
А в чём заключались уровни?
Для заказчика также важно было охватить аудиторию в Instagram, поэтому мы решили связать две системы вместе.
В уровне были задания, которые нужно выполнить у себя в историях с отметкой профиля магазина. В ответ на отметку мы присылали уникальный код, который нужно было отправить в сообщения группы ВК, чтобы получить баллы.
Код одноразовый. За повторное использование мы снимали баллы.
Задания в уровнях могут быть любыми. Например, загадка, а ответ на неё — кодовое слово для чат-бота, по которому начисляются баллы. Необязательно связывать с Инстаграмом.
Здесь очень важно поработать над заданиями в уровнях. Они должны быть такими, чтобы участники не стыдились выкладывать это в свои истории. Например, опубликовать заранее подготовленную нами картинку с челленджем добрых дел. Или опубликовать своё фото дня и отметить аккаунт.
За удаление истории мы снимали баллы.
Как создать такую игру?
И как же была сделана такая игра? Для создания таких алгоритмов нужен разработчик? Я вас обрадую. НЕТ!
Более подробно о создании я расскажу в отдельной статье. Здесь лишь отмечу, что создать такую игру можно с помощью лишь одного приложения для группы ВК — «Колизей».
Этап 3. Расчёт баллов и оформление игры
Самое сложное не настройка, а расчёты. Нужно было посчитать, сколько максимально сможет набрать участник, сколько пользователи наберут, если будут только лайкать и комментить, предусмотреть варианты поведения игроков, определить стоимость товаров и их количество. В этом мне помог старый добрый Exel.
Вернёмся к игре. Итак, мы определили количество товаров и загрузили их в специальный магазин от приложения «Колизей». Не все товары можно было оплатить бонусами полностью. На какие-то товары пользователи фактически покупали скидку.
Огромный плюс этой игры в том, что вы сами определяете количество товаров. Не возникнет такой ситуации, что пользователи набрали баллы и купили весь ваш ассортимент за виртуальные деньги. Например, мы решили, что будет только 3 игрушки «Авокадо». Как только они были куплены за бонусы, этот товар исчез из магазина автоматически. Тут уж кто успел 🙂
Сам магазин выглядел так:
Зелёным подсвечивались те товары, которые в данный момент доступны зашедшему участнику. Красным — недоступные.
К слову, продавать вы можете не только товары, скидки, но и промокоды, продление бесплатного периода, индивидуальный разбор гардероба, пропуск на закрытую конференцию и многое другое, на что только у вас хватит фантазии.
Уровни находились в отдельной вкладке и выглядели таким образом. Как только для участника открывался уровень, ему приходило уведомление. Закрытые уровни отображались со знаком замка.
Также все участники могли отслеживать себя в общей таблице рейтинга. В ней можно посмотреть, сколько у кого баллов и какое место занимает пользователь. Также у участников была возможность написать в чат-бот группы, чтобы узнать о правилах или о количестве своих баллов.
Очень важно было обеспечить быстрый и лёгкий доступ к правилам игры и ссылкам на уровни и товары. Поэтому самую важную информацию я вынесла в бесплатный виджет группы.
Плитки очень заметные элементы в группе. Кликая по ним, пользователи попадали на пост с правилами игры, магазин и уровни, а также на инструкцию по тому, как потратить бонусы и проходить уровни. Инструкция была оформлена в виде статьи-лонгрида:
В правилах игры мы постарались как можно подробнее объяснить, как действовать.
Результаты
Игра продлилась 18 дней.
Таргетированную рекламу мы не запускали, всё работало на «органике».
Охват ВК: 25 968
Количество подписчиков во ВКонтакте: увеличилось на 139 человек (стартовали с 31)
Количество подписчиков в Instagram: увеличилось на 150 человек
Выручка увеличилась на 30% по сравнению с предыдущим месяцем, а также увеличилось посещение офлайн-точки.
Выводы
- Можно было бы запустить таргетированную рекламу. Тогда «выхлоп» с игры увеличился бы в разы.
Но в этом случае важно продумать следующее: новые участники игры, пришедшие с таргета, могли включиться в неё тогда, когда у других уже накоплено приличное количество баллов. У новых игроков не было бы мотивации принимать участие в соревнованиях, ведь их проигрыш очевиден. Поэтому необходимо увеличить количество баллов, выдаваемых за вступление, чтобы новые участники, попавшие на середину игры, могли тоже побороться за первое место.
- Стоило продлить игру до месяца. Она прошла за 18 дней из-за ошибок в расчётах.
- Лучше всего стартовать не с 31 подписчика, а хотя бы со 100. Также уже должна быть определённая вовлечённость в группе. В данной ситуации у заказчика уже был раскрученный аккаунт в Instagram, но ВК создавался для игры с нуля.
В целом, заказчик остался доволен результатом. Но, к сожалению, сообщество больше не развивается по личным причинам клиента.
Рекомендации по настройке геймификации
Вы, наверняка, думаете: «Ну всё понятно, такие игры подойдут тем нишам, у которых основная ЦА подростки и молодые девушки. Для моей ниши эта игра бесполезна».
Отвечу: наверняка это знать невозможно. Есть множество успешных кейсов игр для разных ниш. Здесь уж как вы адаптируете игру, какие задания придумаете.
У меня есть ряд рекомендаций, соблюдая которые вы сможете обезопасить себя от провала и сделать игру эффективной.
- Расписывайте свою целевую аудиторию. Не зная свою ЦА, вы не сможете сделать эффективным ни один инструмент продвижения.
- Не уповайте на геймификацию, как на спасательную шлюпку. Если у вас есть проблемы с самим продуктом, с сервисом или в сети есть много негативных отзывов, то игра только ухудшит ситуацию.
Если у вас не проработана маркетинговая составляющая, нет качественного оформления, регулярного постинга и в целом стратегии, то смысла в игре также нет.
- Прежде, чем что-то запускать, спросите у ЦА. Проведите опрос среди подписчиков, чтобы узнать, будут ли они участвовать в игре. Ещё можно запустить мини-версию игры, чтобы посмотреть, как реагируют на неё пользователи. Например, разыграть один товар за активность.
- Подогревайте аудиторию. Перед запуском продумайте «прогрев». Нужно подвести аудиторию к игре, а не выкатить её однажды в лоб. Создавайте интригу, скажите, что готовите сюрприз-игру с крутыми призами, упоминайте об этом в публикациях.
- Не используйте в качестве товаров предметы массового вожделения: айфоны, путёвки, деньги и т.п. Такие призы увеличат процент «халявщиков». Вы получите лишь мнимый результат. Продавайте за бонусы только свои товары или услуги!
- Продумайте контент-план на время игры. Помните, записи будут набирать повышенные охваты и просмотры. Важно уделить внимание контенту. Публикуйте больше репутационного контента (кейсы), также задавайте в конце поста вопросы, чтобы пользователи писали хорошие комментарии, отвечая на них. Например, спросите, чем вам нравится тот или иной товар, что привлекает в компании и т.д. Пользователи сами себя будут убеждать в том, что вы именно те, кого стоит выбрать.
Итак, геймификация хоть и сложный в реализации инструмент, но интересный. Конечно, это не волшебная таблетка для активности и продаж. Только с учётом рекомендаций и грамотных расчётов вы сможете сделать игру эффективной для вашего бизнеса.
Не бойтесь экспериментировать! Если вдруг получится так, что вообще никто не будет участвовать в игре, то вы почти ничего не потеряете. Ведь товары получают только за набранные баллы.
В следующей статье мы подробно изучим процесс создания геймификации. Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропускать полезные статьи и новости из сферы интернет-маркетинга 🙂