На практике очень часто можно столкнуться с ситуацией возникновения конфликта между заказчиком и разработчиком сайта. Сложность урегулирования спора в этой сфере в том, что веб-ресурс оценивается по субъективным характеристикам (объективных критериев очень мало).
В этой статье мы рассмотрим базовые принципы сотрудничества с заказчиками, которые в дальнейшем помогут избежать недовольств и недопониманий.
К чему могут придраться?
Итак, основная проблема при создании сайта в том, что у заказчика только две объективные причины, по которым он может не принять работу:
- Некачественная с точки зрения орфографии, пунктуации и других правил текстовая составляющая.
- Нерабочий функционал.
На Платформе LP в плане адаптивности и вёрстки проблем и ошибок не будет. Но могут быть просчёты наподобие «забыл настроить форму», «некорректно работают переходы», «нет интеграции» и т.п.
Все остальные причины из разряда субъективных. Сюда относятся дизайнерские решения, содержание и расположение блоков, весь визуальный результат, который получается в итоге.
Субъективные причины вытекают из мировоззрения и мироощущения каждого человека. Сложно оценить качество работы по этим параметрам. Поэтому, если к исполнителю предъявляются претензии только такого плана, важно иметь и уметь доносить чёткую аргументацию по проделанной работе. Если разработчик сайта не может отстоять свой результат труда перед заказчиком, значит:
- он сам не понимает, что сделал, и не может оценить качество своей работы (в таком случае, скорее всего, заказчик прав);
- он будет раздражать своего нанимателя, что в конечном итоге повлечёт переделки, отказ от работы или что-то подобное.
В обеих ситуациях стороны останутся недовольны.
Как предупредить возникновение конфликта?
Как не довести до ситуации выяснения отношений? Как сделать так, чтобы не получилось, что время потрачено впустую? Просто! Брифингуйте, актуйте и фиксируйте письменно.
Разберёмся с каждым принципом подробнее.
Брифингуйте
Изначально составив грамотный бриф, вы уменьшите вероятность возникновения большой массы проблем. Также наличие чёткого ТЗ сможет обеспечить взаимопонимание между исполнителем и заказчиком (его бизнесом).
Бриф должен содержать три блока вопросов:
- Информацию для прототипа. Здесь вы должны выяснить всё о бизнесе заказчика, будто вы строили его вместе с ним с нуля. В частности, всё о товаре/услуге, ЦА, преимуществах и выгодах, компании и др.
- Данные для дизайна. Тут нужно выяснить, какие сайты нравятся заказчику и почему. Также некоторые из владельцев бизнеса являются своими же потребителями, поэтому вы можете ориентироваться на их вкусы, как на вкусы ЦА.
- Техническую информацию (для вёрстки). В этом блоке можно спросить о домене сайта, об используемых сервисах аналитики, о наличии системы CRM и др.
Пример брифа для «вскопки» смыслов бизнеса можете скачать здесь
Советуем заполнять бриф вместе с заказчиком (по телефону), а затем отправлять его ему на согласование. Во-первых, если просто отослать документ с кучей вопросов, заполнение может затянуться на неопределённое время. Во-вторых, разговаривая с человеком лично, можно получить больше информации.
Актуйте
Каждый этап работы лучше согласовывать отдельно и дополнительно фиксировать в виде письменного документа. Это гарантирует безопасность той части работы, которая уже была проделана.
Например, представьте: уже готова половина дизайна, разработана концепция, но заказчик неожиданно решает внести корректировки в текст. Текст — это 200-300 символов в середине страницы, из-за которого поплывёт вёрстка, дизайн. Концепция тоже разрушится.
Во избежание описанной ситуации фиксируйте приём каждого этапа документально. Плюс это повышает лояльность к вам, как к серьезному агентству или фрилансеру.
Фиксируйте письменно
Фиксировать письменно нужно каждый разговор, даже если вы уверены в клиенте и проговорили всё по телефону/лично. После каждого разговора резюмируйте договорённость на почту. Это позволяет:
- удостовериться, что все всё правильно поняли;
- обезопасить себя от издержек по времени и финансовых возвратов;
- выстроить хронологию событий и понимание того, что стало причиной и последствием вносимых корректировок.
Важно, чтобы в соглашении был пункт о том, что переписка с электронного адреса X на адрес Y является частью договора.
Вот такие простые, но важные принципы помогут исполнителю обезопасить себя от напрасно проделанной работы и конфликтов с заказчиком.
А каких принципов в работе придерживаетесь вы? Делитесь в комментариях 🙂