У нас в стране принято очень тщательно подходить к выбору исполнителя какой-либо работы. Выбирая SMM-специалиста, веб-дизайнера, копирайтера, таргетолога и т.д., заказчик требует с него портфолио, отзывы, подтверждения опыта и образования.
Однако в обратную сторону эта схема не работает. Очень часто исполнители (как фрилансеры, так и представители крупных и солидных агентств) берутся за работу, не убедившись в благонадёжности заказчика.
Да! С этой стороны тоже может быть много рисков: неплатежеспособность, неадекватность, отсутствие чёткой цели и т.д.
В этой статье мы расскажем, как убедиться, что с клиентом действительно можно и нужно работать. Мы рассмотрим, какие объективные факторы помогут вам принять решение о сотрудничестве.
Объективные факторы
Объективные факторы (они же факты) — это та информация, которая поможет оценить финансовое положение заказчика и узнать об его проблемах с правоохранительными и налоговыми органами (предупредить риск, что заказчика или его имущество арестуют).
Здесь нам нужно проверить:
- срок существования потенциального партнёра (нужно убедиться, что заказчик не «однодневка», не мошенник);
- наличие долгов (выясняем финансовое положение заказчика);
- наличие судебных тяжб (показывает, как ведёт себя заказчик в деловых отношениях).
Срок существования
Есть несколько способов узнать информацию о том, сколько времени заказчик существует на рынке.
- Попросить у заказчика организации/ИП документы о включении в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. В них написано, как долго предприниматель существует на рынке.
- Получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП самостоятельно через официальный сервис ФНС (налоговой). Нужно ввести ИНН/ОГРН или наименование/ФИО заказчика, выбрать регион и тапнуть «Найти».
- Также можно проверить массовость адреса через Сервис проверки массовости адреса.
По массовому адресу зарегистрировано множество фирм. его приобретают за деньги, чтобы просто осуществить регистрацию. Реально компания там не располагается.
Финансовое состояние
Проверять платежеспособность должника нужно сразу в нескольких сервисах.
- Обороты организации и количество работников — в реестре малых и средних предприятий.
- Должников ФНС и тех, кто не предоставляет ей отчёты — в соответствующем реестре.
- Также можно воспользоваться сервисом проверки благонадёжности контрагента «Прозрачный бизнес». Он охватывает функции нескольких сервисов ФНС в одном месте.
- Обязательно следует проверить, не находится ли заказчик в процедуре ликвидации, банкротства. В этом поможет Вестник государственной регистрации и Единый реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ).
В ЕФРСБ также можно узнать стоимость чистых активов фирмы-заказчика.
- На сайте судебных приставов: банк данных исполнительных производств в открытом доступе находится вся информация по «официальным» долгам любого человека или организации, по поводу которых ведутся исполнительные производства. Достаточно ввести минимальные данные о лице, и система выдаст все его долги.
В этот реестр попадают лица, которые не только проиграли судебный спор, но и добровольно не исполнили судебное решение.
Наличие судебных тяжб
Информацию (количество споров, предмет, движение дела, принятое решение) по поводу судебных споров предпринимателей можно с лёгкостью найти в картотеке арбитражных дел.
С гражданами не предпринимателями сложнее, потому что они судятся в судах общей юрисдикции, которые не очень «дружат» с размещением информации в сети. Можно попытаться поискать судебные решения в отношении заказчиков-физических лиц на сайте https://sudact.ru/. Для этого введите ФИО потенциального клиента в поле «Текст документа».
Теперь вы знаете, как узнать, если не всё, то многое о финансовой и деловой подноготной потенциального клиента и сможете, как минимум, обезопасить себя от риска не получить оплату за свой труд.
Однако при принятии решения о сотрудничестве (особенно долгосрочном) не стоит ограничиваться оценкой только объективных фактов. Следует обратить внимание и на адекватность заказчика: поведение, требования, чёткость поставленных задач. Работа со «сложными» клиентами может не только потрепать нервы, но и перевести прибыль от выполнения заказа для него в 0 или даже в убыток.