Одной из сфер, которые сильнее остальных пострадали из-за пандемии короновируса, является ресторанный бизнес.
И это не удивительно, потому что в отличие от многих других ниш, прибыль ресторанов и возможность оплачивать текущие расходы полностью зависит от трафика посетителей. Нет посетителей — нет денег.
В самом начале пандемии из-за жёстких ограничительных мер компании сферы HoReCa (особенно представители малого и среднего бизнеса) начали «разваливаться», как карточные домики. Выжить смогли немногие, кто сумел проявить гибкость и оптимизировать свой бизнес под существующие реалии.
Сейчас с ограничениями менее сурово. Но всё равно всё далеко не так, как прежде:
- ограничения на работу в ночное время (запрет работать после 23:00);
- ужесточённые требования СанПиН;
- «обрубленные» возможности заработать на новогодних корпоративах;
- посетители, которые отвыкли и/или бояться посещать общественные заведения из-за коронавируса.
«Из 100 человек, ранее посещавших бары, кафе и рестораны, после пандемии эту привычку сохранили всего 40» — пишет Российская газета.
Чтобы остаться на плаву, стоит брать пример с тех предпринимателей, которые сумели не просто сохранить свою компанию в коронавирус, но и не плохо на этом заработали. В этой статье я собрала полезную информацию, которая поможет кафе и ресторанам сохранить свой бизнес в период пандемии COVID-19.
Вдохновимся реальными примерами
Прежде чем раздавать советы по сохранению ресторанного бизнеса в карантин, давайте посмотрим, как они осуществляются на практике. Так сказать, убедимся, что они (советы) действительно работают.
Начнём с примера трёхзвёздочного ресторана Мишлен Alinea в Чикаго (США). Их фишка была в молекулярной кухне: они устраивали перед своими посетителями целые театрализованные представления с эффектами, холстами и т.п. Из-за пандемии компании пришлось полностью переосмыслить свой знаменитый гастрономический опыт. Теперь Alinea продаёт ужины из говяжьих рёбрышек с картофельным пюре и только на вынос.
Ещё один обладатель звезды Мишлен — нью-йорский ресторан Канояма, установил уличный столик для продажи еды. Уважаемое заведение теперь продаёт свежую рыбу и комбо-боксы из суши и роллов.
Российские представители сферы общепита также оказались не менее предприимчивыми. Мурманский «Макдоналдс» в самом начале эпидемии полностью перешёл на инфоматы для самостоятельных заказов.
Популярное кафе Петрозаводска «Древлянка» стали делать заказы на вынос, а также продавать заготовки для различных ресторанных блюд. Плюс это заведение не забыло и о важности своей «жизни в соцсетях». В своём Инстаграм кафе стало проводить прямые эфиры, в которых повара готовили блюда, а затем дарили их тем, кто первый делал заказ.
Один из московских ресторанов решил научить людей готовить суши: ресторан доставлял клиенту ингредиенты для суши с инструкцией по приготовлению и сервировки блюда по ценам на 50-60% ниже ресторанных. Такая модель прижилась и помогла владельцу сохранить почти половину докризисной выручки.
И таких позитивных примеров можно найти множество. Главное, не опускать руки, а искать варианты оптимизации своего бизнеса под новые реалии.
Советы по «выживанию» и развитию ресторанного бизнеса в период пандемии
Итак, мы убедились, что сохранить бизнес в коронавирус и зарабатывать на нём реально. Как это сделать?
Оптимизируйте свою бизнес-модель
Вы можете добавить следующие сервисы, чтобы оптимизировать работу своего ресторана в условиях COVID-19:
- еда навынос (круто придумали многие кофейни — запустили приложение или чат-бота, в котором можно сделать заказ, указав, через какое время клиент придёт за заказом);
- внедрите собственную доставку: в условиях распространения вируса очень важно, чтобы еда была правильно упакована и доставлена в надлежащем виде + курьер тоже должен вызывать доверие (эти процессы гораздо легче проконтролировать, имея свой отдел по доставке);
- заказ еды онлайн: не обязательно создавать целый интернет-магазин, заказы легко можно оформлять и через соцсети (тот же Instagram);
- предлагайте дополнительные услуги (например, наборы «сделай сам», о которых я упомянала ранее — крутая идея).
Так же вы должны сделать вашу оффлайн-точку продаж максимально безопасной в глазах посетителей (чтобы им не страшно было к вам идти):
- поместите столы на нужное расстояние друг от друга;
- внедрите средства защиты;
- позаботьтесь о посуде и др.
Поддерживайте связь с клиентами
Как бы не хотелось опустить руки в этот тяжёлый период и «забить» на все средства коммуникации — нельзя! Сейчас наоборот то самое время, когда нужно максимально внедряться в жизнь потенциального клиента, работать над лояльностью. Человек, который сидит дома и не хочет никуда выходить, должен сделать исключение ради вас.
- Делитесь новостями о компании, рассказывайте, как вы справляетесь с пандемией, что вы делаете для безопасности, что у вас нового всем каналам связи: Инстаграм, ВК, почта и т.д.
- Отвечайте на вопросы пользователей. Общайтесь с ними по всем доступным каналам связи.
- Публикуйте креативный контент.
Итак, коронавирус — это ещё не приговор для ресторанного бизнеса. Главное — не сдаваться! Нужно подстраиваться под современные реалии, изучать проблемы вашей ЦА, решать их и, конечно, постоянно поддерживать общение со своими подписчиками.